8 декабря 2010 г. 23:38
Статья об игре Мафия на портале "Вечерняя Москва"
Как корреспондент «Вечерки» попала в сети
– На входе скажите, что вы в мафию, – предупредил меня по телефону мужской голос.
– Что, прямо так и сказать? – удивилась я, представляя реакцию окружающих. Особенно забавно это прозвучит на фоне нынешней повсеместной борьбы с коррупцией… Логово мафии оказалось в самом центре столицы. Типовое здание кинотеатра, поднимаюсь на 2-й этаж и в замешательстве останавливаюсь перед неприметной дверью. Никаких опознавательных знаков! Но из-за стены доносится: «Мы убираем одного за другим…» Значит, мне сюда.
Студенческое увлечение – «игра в мафию» – превратилось сегодня в изысканную забаву интеллектуалов. На заседании одного из таких закрытых клубов побывала корреспондент «Вечерки».
Идут разборки до утра
«Мафию» относят к разряду салонных психологических ролевых игр. Детективный сюжет таков: в городе каждую ночь убивают честных жителей; граждане устали от произвола и стараются своими силами разобраться с преступностью.
– Сразу прийти и сесть за стол было бы опрометчиво, много подводных камней, – предупреждает меня Григор Дерцян, «мафиози» со стажем. В «клане» его зовут не иначе как «теоретик». Теоретик музыки, филологии и игры. Он-то и объясняет правила.
Участникам раздают карты. Черная масть означает, что на эту игру вы – мафиози, красная – честный житель.
Из 10 игроков трое мафиози, один из которых Дон. Честных жителей – 7, среди них Шериф. Шериф может проверить на честность одного человека за одну ночь.
Дон может проверить красных и узнать, кто Шериф.
Игровой период делится на день и ночь. В темное время суток бодрствует мафия и убивает честных жителей. Днем честные горожане, узнав о случившейся трагедии, ищут убийцу. В ход идут логика, интуиция, знание особенностей body language (языка телодвижений).
Если новичка-мафиози вычислить легко, то опытный игрок ни за что себя не выдаст. Но тем интереснее и сложнее становится игра. Заканчивается партия, когда честные жители раскрывают всю мафию. Либо… гибелью всех граждан.
– С первого раза игра кажется более примитивной, чем она есть, – уверяет Григор Дерцян. – Но ни одна партия не повторяется. Я впервые играл в ереванском университете 12 лет назад. И до сих пор мне не надоело.
Правила жестко регламентированы: каждому отводится ровно 1 минута на выступление. Перебивать друг друга нельзя.
Если хочешь что-то сказать, а очередь прошла – жестикулируй, но рта не раскрывай. За три замечания тебя лишат слова, а за четыре вообще выведут из игры.
Партия длится в среднем 35 минут.
В будни проходит по 4–5 партий, в выходные сидят до утра: 10–14 игр.
– Устаешь, не высыпаешься, но уйти невозможно, – студентка Настя участвует в «мафиозных разборках» четыре дня в неделю второй месяц подряд.
Хитрость против честности
Первую партию я просто наблюдаю.
За большим столом рассаживаются участники: от студентов до директоров компаний. Натягивают на глаза повязки для сна, привычно наклоняют головы. Ведущий Александр с подносом обходит каждого.
«Мы убираем одного за другим…» – сообщает баритон, разумеется, в записи.
Один игрок приподнимает повязку, берет карту, смотрит. Мужчина под 5-м номером смеется. Юноша № 6 не может скрыть своего разочарования. Лицо 8-го номера не выражает никаких эмоций.
№ 9 даже глаз не показывает, лишь приподнимает повязку. Когда игроки садятся за стол, имена перестают существовать.
– Я играю обычным красным игроком, – говорит черный Дон, не выдав себя ни словом, ни жестом – профессионал.
Одно дело следить за партией, другое дело самой сесть за стол. Доводилось мне играть в студенческие годы, однако сердце колотится, как у новичка. Натягиваю повязку. Звучит запись: «Самая сложная игра – простого красного игрока». Ведущий Александр касается моего плеча.
Мне достается красная карта.
«Чтобы не запутаться, буду отмечать, кто за кого голосует», – решаю я. И расставляю на листе 10 номеров участников.
– Записи вести запрещено, – шепчет мне ведущий.
Итак, жители город N проснулись. «Утро» начинается с обсуждения. Каждый пытается предстать невиновным в глазах «городской общественности».
– Шестой, вы сказали, что вы не простой красный игрок – вы рано открылись.
Третий своей речью меня напряг, это заявка на черноту. Пятый скользко поглядел, – Настя говорит быстро-быстро, чтобы уложиться в отведенное время.
– Вас точно в первую ночь не убьют, вы новенькая, – улыбаясь, успокаивает меня юноша № 8.
«Кто может сказать «точно», кроме мафиози? – думаю я. – Осталось убедить остальных честных жителей. Только как их вычислить?» Игра заставляет предельно концентрироваться, внимательно слушать и запоминать, кто против кого голосовал. После «смерти» игрока его карта не раскрывается – это усиливает интригу.
Несмотря на отчаянное сопротивление Шерифа и «красных», мафия профессионально «вырезает» честных граждан.
Когда количество преступников и мирных жителей сравнивается, ведущий объявляет победу «черных». Тишина сменяется шумом. Все реагируют очень эмоционально. Раскрываются карты, и можно наконец разобраться, кто и где допустил ошибку.
– Я даже когда в метро еду, ходы раскладываю: «Надо было в этот момент против этого игрока голосовать, а потом этого защитить», – улыбается Настя.
В общем, кто-то в метро о молодых людях думает, а кто-то – о мафии.
Кстати
В 1998 г. МВД России выпустило пособие для служебного пользования по «мафиозному» игровому тренингу.
Считается, что игра способствует выстраиванию бизнес-стратегии. С помощью «Мафии» к роли будущих присяжных готовятся японские старшеклассники.
Для поклонников игры продаются специальные наборы для игры в Мафию, которые можно использовать для игры дома или в качестве оригинального подарка (они продаются здесь).
Есть и зарубежные аналоги игры, где вместо Дона и Шерифа действуют колдуны, волшебники и даже «враги народа», которых ссылают в Сибирь.
По материалам статьи
Марины Гладковой
Портал "Вечерняя Москва"
Полный текст статьи можно найти здесь: www.vmdaily.ru